Колористика вообще сложная наука, с ней шутить нельзя. После пяти лет практики можно только заикнуться о том, что вы колорист, до этого момента мы все маляры и не более, очередной косяк - это опыт, который вы не забудете никогда, это толчок для выхода из зоны комфорта.
На вопросы редакции электронного журнала Новости салонного бизнеса отвечает Ольга Доля, парикмахер-стилист, креативный директор студии красоты, г. Ростов-на-Дону.
1. Авария. Представим, Вы работаете в парикмахерской в Крыму. Выполняете услугу, и тут отключают свет. Причем, надолго. Что делать будем?
Конечно, в салоне красоты не редким случаем бывает отключение света или воды. Естественно, первым действием, которое должно быть совершено администратором, это звонок в аварийные службы и выяснение как долго продлится данное положение в районе. Второе, что нужно сделать - это предупредить записанных клиентов о возникшей ситуации. Возможно, перенести запись на другие дни или часы. Если в салоне в данный момент обслучиваются клиенты, то конечно их нужно успокоить и дообслужить как положено. Мужчин достричь, женщин докрасить и смыть краситель. С мужчинами конено дело обстоит полегче, опытный мужской мастер может обойтись без машинки для стрижки волос и доделать работу вручную. В нашей студии такие ситуации случались не раз, поэтому мы полностью подготовлены к такому повороту событий. С женщинами сложнее, в случае окрашивания волос и отсутствия воды в ход идет резервуар, но или, на худой конец, кулер. Придется объяснить клиентке, что в этом случае лучше прохладная вода, чем перепигментация при окрашивании, а компенсировать неудобства вы можете скидкой на услугу. Когда процедуры посложнее, например те, в которых и вода и свет играют важную роль, вам ничего другого не останется, как вызвать такси и отвезти клиента домой со всем необходимым для завершения процедуры и закончить ее там, предварительно договорившись об изменениях в ценовой политике.
2. Накосячили. Как-то не так смешались красители, сам процесс окрашивания пошел быстрее, чем нужно… В итоге клиентка рыдает в кресле, увидев результат. Что делать будем?
Я думаю, такие ситуации тоже происходили у многих парикмахеров. Наша профессия она вообще в этом плане очень рискованная, и риск этот связан не только с тем, что мастер мог просто накосячить, а еще и тем как работать с клиентами психологически. Вы можете просто не понравиться клиенту и не сойись с ним характерами, поэтому любая ваша работа, даже хорошо исполненная, может превратиться в косяк.
Если вы просто ошиблись в том нет большой беды, успокойте клиентку и просто признайте свою ошибку на месте и предложите исправить ее за свой счет, в конце концов у вас есть целый арсенал для окрашивания волос или для их восстановления, конечно если волосы не отпали )))))).
Ошибки бывают и происходят и даются парикмахеру не просто так. Значит, Вы или не внимательны или вам необходимо учиться дальше. Недоглядели, недоучились. Такие ситуации нам дают понять, где есть пробел. Особенно это важно на ранних этапах карьеры парикмахера. Нужно вкладывать в свои знания, нужно быть дисциплинированным. Колористика вообще сложная наука, с ней шутить нельзя, базу нужно знать, как таблицу умножения, иначе от косяков никто не застрахован. Все мои пожелания в эту сторону для мастеров - учитесь, пробуйте и не отчаивайтесь. Хороший колорист имеет, как минимум, лет пять практики, прежде чем он может только заикнуться о том, что он колорист, до этого момента мы все маляры и не более, очередной косяк - это опыт, который вы не забудете никогда, это толчок для выхода из зоны комфорта.
3. Хулиганы. Так было в Москве - двое мужчин ворвались в парикмахерскую и начали избивать клиента во время оказания услуги. Может за дело, может нет - кто знает… Главное - шум, крики, общая движуха. Какими должны быть действия парикмахера, на Ваш взгляд?
В такой ситуации мне бывать не приходилось, но думаю, что стоит немедленно вызвать полицию, если есть тревожная кнопка, то воспользоваться ею. Позвать на помощь людей с улицы.
4. Бациллоноситель. Клиент садится в кресло, и Вы с отчаянием понимаете, что он находится в страшенном гриппе. Что делать? Оказывать услугу или нет. Если нет, как ему объяснить. Если да, как защититься.
В период хождения гриппа по стране рекомендую всем работать в одноразовых масках и для профилактики пить противовирусные препараты. Услугу однозначно оказывать не стоит, лучше вызвать такси для клиента и отправить домой. Для меня главный аргумент отказа в том, что у всех семьи, дети и здоровье гораздо важнее любых денег. Напоминаю, пока вы не надели пеньюр на клиента, вы можете отказать в выполнении услуги клиенту по любой причине.
5. В роли Айболита. По каким признакам можно определить, что клиенту становится плохо? Случалось ли в Вашей практике подобное? Кто что делал - бежал за аптечкой, оказывал первую помощь, вызывал скорую, прятался, читал молитву и т.п.? Если подобного не было, то как должен действовать коллектив и сам парикмахер? Есть ли в вашей парикмахерской аптечка скорой помощи. Знаете ли вы, что в ней находится, что в ней лежит и как применяется? Вообще - отвечает ли парикмахер за состояние здоровья клиента, как по-вашему?
Первый признак того, что человеку плохо, вы увидите в зеркало, если не увлечетесь работой над его шевелюрой. Бледность лица, возможные посинения губ, положение в кресле и т.п. В моей практике такое случалось, это может быть и диабет и скачки давления и любые другие случаи. Звоните в скорую немедленно, попросите персонал помочь вам переместить человека в более удобное место, диван, в зону ожидания, по возможности чтобы он находится в положении полусидя. Прятаться и читать молитву не рекомендую, нужно действовать, а для этого нужно иметь хладнокровие, вы должны спасти человеку здоровье, а возможно и жизнь.
Аптечка первой помощи должна быть в каждом салоне. Но… в стандартной ситуации обязательно наличие аптечки анти-ВИЧ (спирт, салфетки, йод, перевязочные материлы и т.д.), помимо этого у нас всегда имеется нашатырный спирт, лейкопластырь, перекись водорода 3%, а так же таблетки валидол, противовирусные препараты, жаропонижающее и болеутолящее. Кроме заболевших клиентов, еще может возникнуть ситуация, при которой медицинская помощь может понадобиться сотруднику. Как пользоваться всем этим сотрудники должны быть обязательно проинтруктированы. Если клиент переступил порог вашего заведения, то естестенно вы в ответе, как любой нормальный человек за то, чтобы оказать первую медицинскую помощь. При необходимости, вызвать скорую или такси для того чтобы доставить больного человека в лечебное учреждение или домой.
6. Предновогодний чёс. Как перед Новым Годом Вы выдерживаете предельную нагрузку, как распределяете поток клиентов. Есть ли у вас профессиональные секреты как успеть подготовить к корпоративам всех желающих?
Конечно, нужно вести предварительную запись и оставлять резервные места. Не нужно записывать клиентов одного за другим, оставляйте хотя бы пару получасовых перерывов за день. Новогодняя загрузка очень велика, поэтому постарайтесь не угробить свое здоровье на праздники, родные этого не оценят.
Если у вас дружный коллектив, то можно распределить обязанности по секциям, как на конвейере, кто-то только стрижет, кто-то только моет, кто-то только занимается окрашиванием или сбором прически, или делает укладку. В этом случае клиент может побывать в нескольких руках. Наверное, это утопия, но в нашей студии такое практикуется. Производительность увеличивается в несколько раз, а следовательно, и поток обслуживания клиентов имеет высокую пропускную способность. По крайней мере, наши клиенты никогда на это не жаловались и они даже отмечали то, что им нравится работать с разными мастерами одновременно.
Ольга Доля, парикмахер стилист, креативный директор Hair Studio Dolya & Timchenko, г. Ростов-на-Дону, ул. Волкова, 29, тел. +7 863 279-14-12, http://vk.com/dolya_timchenko_studio
01.12.2015